Расставшись с ICQ, перешедшей под контроль Mail.ru Group, "Яндекс" нашел нового партнера. Как стало известно "Ъ", он договорился о продвижении в России крупнейшего в мире интернет-мессенджера Skype. Российская аудитория Skype за год выросла на 41%, теперь его пользователям по умолчанию будет предлагаться поиск "Яндекса", а не его главного конкурента Google, как это происходит сейчас.
"Яндекс" и Skype договорились о взаимной дистрибуции сервисов, рассказали "Ъ" представители компаний. Месседжер Skype будет продвигаться на портале "Яндекса", а при его загрузке пользователю предложат установить поиск "Яндекса" по умолчанию. В дополнение на компьютере пользователя будет устанавливаться "Яндекс.Бар", отражающий баланс на счету в Skype, который можно оплатить электронными деньгами, кредитной картой и в терминалах моментальной оплаты. Это очень удобный инструмент для пользователей "Яндекс.Денег", говорит Энрико Носеда, директор Skype по развитию рынка в Европе. Он будет способствовать увеличению проникновение платных продуктов Skype, добавляет господин Носеда. Сотрудничество позволит компаниям привлечь дополнительную аудиторию, считает представитель "Яндекса" Очир Манджиков.
Заключив партнерство со Skype, "Яндекс" занял площадку, на которой свои поисковые сервисы и тулбар распространял его конкурент Google. В Google не комментируют перспективы совместной работы со Skype.
По данным Liveinternet за январь, доля "Яндекса" составляла 59,6%, тогда как у Google было 25,9%. За девять месяцев прошлого года рекламная выручка "Яндекса" составила 13,3 млрд руб., поднявшись на 63% год к году. Драйвером доходов была контекстная реклама, выручка от которой составила 12 млрд руб.
"Яндекс" имеет богатый опыт по распространению как месседжеров, так и браузеров, поэтому партнерство выглядит удачным, считает гендиректор компании "Медиамир" (месседжер Qip) Михаил Гуревич. Ранее "Яндекс" был партнером ICQ. Стороны также занимались взаимной дистрибуцией и вместе зарабатывали на продаже рекламы. "Доходы от контекстной рекламы "Яндекс" забирал себе, а прибыль от медийной рекламы оставалась у ICQ",— рассказывает председатель совета директоров IMHO VI Арсен Ревазов. Сотрудничество продолжалось в течение года, до сентября 2010 года, пока продажей рекламы в ICQ не занялся новый владелец месседжера Mail.ru Group. Сейчас дистрибуцией ICQ занимается также и объединенная компания "Рамблера" и "Афиши", говорит ее представитель Владислав Крейнин.
Реклама в Skype не входит в параметры партнерства с "Яндексом", говорит Энрико Носеда. Обычно в таких соглашениях оплата идет за распространение, например за каждое скачивание Skype, рассуждает Михаил Гуревич. Как правило, поисковики платят программам небольшие деньги, менее $1 за установку тулбара, говорит партнер "Ашманов и партнеры" Алексей Тутубалин. Видимо, "Яндекс" предложил Skype лучшие условия, чем были с Google, рассуждает он. В "Яндексе" это не комментируют. По мнению Арсена Ревазова, интерес сторон все-таки лежит в области маркетинга — расширении аудитории сервисов Skype и увеличении поисковой доли "Яндекса". Похожее партнерство у Skype с Facebook, добавляет он.
По масштабу и темпам роста аудитории Skype обгоняет конкурентов в мире и в России (см. рисунок). Источник в крупной интернет-компании цитирует отчет Comscore, где говорится о потере аудитории Mail.ru Agent в России: в декабре 2011 года она составляла 10,797 млн уникальных посетителей, что на 7% меньше, чем в декабре 2010 года. В Comscore не раскрыли декабрьских данных по аудитории Mail.ru Agent, ссылаясь на обновление методики подсчета. А в Mail.ru Group категорически опровергли данные о снижении аудитории Mail.ru Agent. По данным компании, ее месседжером в декабре 2011 года пользовались 22,9 млн пользователей по миру, что на 22,4% выше аналогичного показателя декабря 2010 года.
www.kommersant.ru