В судебных спорах владельцев транспарантов-перетяжек с московскими чиновниками случился непредвиденный поворот. В октябре арбитражный суд Москвы признал, что запретившее этот рекламный формат постановление столичного правительства не противоречит федеральному закону "О рекламе". Но на прошлой неделе тот же суд решил, что московский департамент СМИ и рекламы не имел права, руководствуясь этим постановлением, в одностороннем порядке расторгать договоры с владельцами перетяжек.
"Москвичи, по сути, стали заложниками рекламного бизнеса. Центральные улицы были завешаны тряпьем рекламы так, что даже неба не было видно!" — возмущался в октябре столичный мэр Сергей Собянин, отчитываясь о проделанной за год работе. Запрет транспарантов-перетяжек, который был введен постановлением правительства Москвы N319-ПП от 19 июля 2011 года, господин Собянин расценил как "еще один фронт борьбы за город". Уже в августе сначала столичный департамент СМИ и рекламы аннулировал все ранее выданные разрешения на установку и эксплуатацию перетяжек и в одностороннем порядке расторг договоры с их владельцами, а затем за несколько ночей срезал все полотнища перетяжек.
Операторы "наружки" сочли действия московских чиновников противоправными. Входящее в группу CityText ООО "Юпон" (на момент выхода постановления владело 230 перетяжками) подало в арбитражный суд Москвы иск к столичному правительству, требуя признать ключевые положения постановления N319-ПП не соответствующими закону "О рекламе", который перетяжки разрешает. Кроме того, владельцы перетяжек подали 13 исков к департаменту СМИ и рекламы, оспаривая аннуляцию разрешений и расторжение договоров.
28 октября иск "Юпона" к правительству Москвы был отклонен. Суд подтвердил, что отношения, "возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы", регулируются только федеральными законами и нормативно-правовыми актами президента РФ, но никак не ее субъекта. Но "возникшие по данному спору правоотношения не затрагивают вопросы размещения рекламы", признал суд. Из полного текста решения следует, что размещать рекламу на перетяжках в Москве можно, а сами перетяжки — нет (см. "Ъ" от 8 ноября).
Дожидаясь решения по тяжбе "Юпона" с правительством Москвы, суд приостановил рассмотрение дел по большинству исков к департаменту. Но уже 1 ноября был отклонен иск ЗАО "Рекламная фирма "Столица-М"" (входит в группу News Outdoor, владело 252 перетяжками) об аннуляции разрешений. Истец так же, как и ранее "Юпон", настаивал, что действия чиновников противоречат закону "О рекламе". Суд с этими доводами не согласился.
Зато 14 ноября суд удовлетворил иск ООО "Домино-С" (125 перетяжек), признав недействительным одностороннее расторжение договоров со стороны департамента. "Поначалу мы восприняли это как шутку",— признаются опрошенные "Ъ" операторы, сначала даже не поверившие в свою победу. Теперь они ждут, когда будет опубликован полный текст решения по этому делу. В "Домино-С" уточнили, что на суде истец сделал упор на то, что постановление N319-ПП не имеет обратной силы: введенный запрет на перетяжки не должен распространяться на ранее заключенные договоры. Действующие в городе правила установки и эксплуатации наружной рекламы предусматривают одностороннее расторжение договоров лишь при наступлении так называемого городского случая, когда меняется градостроительная ситуация, например, ремонтируется дорога, на которой установлена конструкция, но не при выходе нового нормативно-правового акта, пояснили в компании.
Столичный департамент СМИ и рекламы непременно обжалует это решение суда в апелляционной инстанции, уверяет пресс-секретарь ведомства Владимир Яковлев.
Всего в Москве на момент выхода постановления N319-ПП на законных основаниях размещалось более 1,9 тыс. перетяжек. По оценкам исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик", выручка их владельцев в 2010 году составила примерно 1,9 млрд руб., или около 11% всех затрат на наружную рекламу в столице.
kommersant.ru
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/1820882