Британские операторы связи споткнулись о законодательство о персональных данных. Аналитический центр InfoWatch сообщил, что компании Vodafone, О2, Eircom и UPC оштрафованы судом на несколько миллионов евро за рассылку рекламных SMS и обзвон абонентов без их согласия, что нарушает закон о защите информации. С 1 января 2011 г. в России вступил в силу обновленный закон "О персональных данных", и теоретически российских сотовых операторов могут ждать аналогичные иски.
Британские иски были инициированы Комиссией по защите данных по неоднократным жалобам абонентов. Клиенты начали жаловаться после того, как их попытки самостоятельно удалиться из маркетинговой базы операторов не принесли успеха. Отмечались случаи, когда операторы отказывались удалять данные тех людей, которые уже расторгли с ними договор на обслуживание.
Самым активным из нарушителей явилась компания UPC, которая была оштрафована на 7,1 млн евро. Vodafone оштрафован на 3,85 млн евро. Компании O2 и Eircom покаялись в подобных нарушениях и согласились сделать пожертвования по 2 млн евро благотворительным учреждениям, после чего суд не стал налагать на них штрафы.
"Разбирательства, подобные описанным, уже имели место в России в прошлом году в отношении сотовых операторов, включая "Билайн" и МТС. Правда, они носили внесудебный характер и были инициированы по основанию несоблюдения не законодательства о персональных данных, а законодательства о рекламе, - напоминает старший юрист "Пепеляев Групп" Андрей Слепов. - Соответственно, их инициатором выступила Федеральная антимонопольная служба России (ФАС)".
При этом, как отмечает Андрей Слепов, положение, аналогичное тому, что содержится в законодательстве о рекламе, содержится и в законе "О персональных данных". "Закон устанавливает, что обработка персональных данных в целях прямого маркетинга (то есть продвижения товаров и услуг путем прямых контактов с потенциальным потребителем) с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных (то есть лица, получающего такую информацию), - поясняет юрист "Пепеляев Групп". - На компанию, обрабатывающую персональные данные, также возложена обязанность доказать получение согласия на обработку и прекратить обработку по требованию обладателя данных. Однако с учетом того, что изначально нельзя определить, какая информация и от имени какой компании может быть направлена абоненту, существует риск, что такого согласия может быть недостаточно, чтобы избежать претензий со стороны абонентов и проверяющих. Тем более что договоры, заключаемые с сотовыми операторами, как правило, являются договорами присоединения, то есть не предполагают внесения в них каких-либо изменений, и, соответственно, абоненты вынуждены принимать практически любые условия таких соглашений".
Тем не менее, сами операторы заверяют, что защищают себя от инцидентов, подобным британским.
"ОАО "МегаФон" при оказании услуг связи принимает все необходимые меры для правомерного использования сведений о своих абонентах, - говорит пресс-секретарь этого оператора Юлия Дорохина. - К таким мерам, в частности, относится получение предварительного согласия абонентов на использование ОАО "МегаФон" сведений о них в целях информационно-справочного обслуживания при подписании абонентами договоров об оказании услуг связи; исключение сведений об абонентах из данных для осуществления информационно-справочного обслуживания при несогласии абонента с использованием сведений о нем для целей такого обслуживания и др. При распространении рекламных сообщений по сетям электросвязи, в том числе посредством использования подвижной радиотелефонной связи, "МегаФон" включает в рассылку только тех абонентов, которые дали свое согласие на получение рекламы, согласно статье 18 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе". Таким образом, компания "МегаФон" соблюдает требования законодательства о защите персональных данных".
Пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева считает, что закон "О персональных данных" тут в принципе ни при чем. "Согласно закону о рекламе, при звонках целевого маркетинга оператор запрашивает согласие абонента на продолжение разговора. Если абонент отказывается, звонок прекращается. Информирование об услугах оператора предусмотрено абонентским договором. Что касается рекламных рассылок, то абонент может отказаться от их получения, позвонив в колл-центр", - поясняет Анна Айбашева.
Так или иначе, "операторы связи, являясь одновременно операторами персональных данных, должны привести свои информационные системы в соответствие с требованиями 152-ФЗ не
позднее 1 июля 2011 г., в том числе учесть требования статьи 19 152-ФЗ (меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке)", - напоминает департамент информации и общественных связей Минкомсвязи.
www.comnews.ru