Против столичного правительства управление ФАС по Москве (УФАС) возбудило дело по признакам нарушения федерального закона «О рекламе». Оно было возбуждено по заявлению нескольких игроков столичного рынка рекламы, которые считают, что ограничение мест, где в Москве можно размещать наружную рекламу, значительно сокращает возможности для работы и является нарушением конкуренции, рассказал BFM.ru глава УФАС Владимир Ефимов.
В УФАС обратились четыре компании: ООО «Рекламное агентство «Царь-Колокол», ООО «Центр-Информ», ООО «Агентство «ПаритетЪ» и ООО «Бирич». Компании указывали на то, что действующее с 2006 года Постановление правительства Москвы N 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителем в режиме одного окна» содержит признаки нарушения федерального закона «О рекламе». В частности, нарушаются положения статьи 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций».
Компании, в частности, обеспокоены пунктами постановления, которые прописывают ограничения на установку рекламных конструкций. В частности, нельзя устанавливать рекламные конструкции на оградах архитектурных ансамблей, парков, скверов, территорий предприятий и организаций, автостоянок, торговых комплексов и пр.», говорится в постановлении, если ограды представляют собой кованые и сварные решетки, ажурные и другие конструкции, изготовленные по оригинальным чертежам и возведенные по индивидуальным проектам. Также под запретом дорожные знаки, их опоры и еще ряд объектов.
Положение затрудняет работу рекламных компаний, говорит BFM.ru глава компании «Царь-Колокол» Инна Соколова (компания является одним из заявителей). «Раньше нам удавалось работать в поставленных условиях. При этом мы писали письма. С 2006 года это уже третье письмо», — рассказала она. От дальнейших объяснений сути претензий Инна Соколова воздержалась, сообщив лишь, что имеются противоречия между федеральным законодательством и постановлением правительства Москвы. От подробных комментариев она отказалась, объяснив это ожиданием решения УФАС. Связаться с представителями других компаний, написавших письмо в УФАС, на момент подготовки материала не удалось.
О том, что дело против правительства Москвы возбуждено, в комитете рекламы, информации и оформления города Москвы узнали из СМИ, рассказал BFM.ru и.о. председателя комитета Владимир Макаров. Комитет пока не получал официального представления о возбуждении дела, уточнил он. В то же время глава УФАС Владимир Ефимов рассказал BFM.ru, что представление было отправлено на прошлой неделе.
Владимир Ефимов говорит, что основные претензии четырех игроков рынка сводятся к тому, что ограничения по размещению рекламных конструкций действительно ущемляет их возможности. И УФАС с ними в целом согласно. «Чем ограждения торговых центров отличаются от ограждения зданий органов власти, к примеру? — задает он вопрос. — Мы сочли, что такие ограничения, действительно, противоречат законодательству. Также при размещении рекламы на сетках, ограждающих объекты строительства, нужно наличие строительного ордера на проведение ремонтно-реставрационных работ. С этим тоже иногда возникают проблемы. Сейчас мы проводим проверки. Если нарушения подтвердятся, то мы отправим в адрес правительства Москвы предписание с требованием привести городские законодательные акты в соответствие с федеральным законодательством. Дело назначено к рассмотрению на 9 декабря 2010 года.
Интересно, что само правительственное постановление действует уже четыре года. И, как утверждает Ефимов, раньше аналогичных претензий игроки рынка не высказывали.
Владимир Макаров говорит, что причины появления претензий нескольких игроков рынка очевидны: они хотели бы размещать рекламу на всех объектах столицы без ограничений, « в том числе и в ущерб архитектурному облику Москвы». Компании, которые обратились в УФАС в разговоре с BFM.ru он называл «рекламными пиратами».«Запрет на размещение рекламы на определенных объектах некоторым игрокам кажется нарушением конкуренции. Пока они могут размещать рекламу на бетонных ограждениях строительных объектах, к примеру. Если бы в постановлении была прописана норма, которая вредит всем игрокам рынка, то обращение в ФАС поступило бы гораздо раньше, — полагает Владимир Макаров. — Компании, которые обратились в ведомство [в УФАС] заметны на рынке рекламных пиратов».
Если УФАС решит, что пункты постановления нарушают законодательство, то комитет будет оспаривать это решение в арбитражном суде, заявил Владимир Макаров. «В дальнейшем перечень объектов для размещения наружной рекламы будет сокращаться. Мы намерены исключить из него и ограждения на строительных объектах», — говорит глава комитета.
Хлебные места
Надо сказать, что ФАС и ранее предъявляла претензии к столичному правительству. В июне этого года антимонопольное ведомство признало, что власти ограничивали конкуренцию на рынке наружной рекламы. Поводом для разбирательство стала жалоба компании «ГБ Аутдор», которая утверждала, что правительство Москвы и рекламный комитет нарушили антимонопольное законодательство, разрешив Московской государственной экспертизе контролировать размещение особо сложных объектов наружной рекламы.
Борьба за «места» рекламных компаний понятна. С 2008 года столичные власти ведут наступление на рынок наружной рекламы в Москве. В феврале Юрий Лужков, который тогда занимал пост мэра столицы, принял решение освободить от рекламы зоны, прилегающие к Кремлю, к Коломенскому и Новодевичьему монастырям, набережные, Моховую улицу, часть Воздвиженки, южную часть Тверской улицы, улицы вокруг храма Христа Спасителя, часть Замоскворечья, часть улицы Лужники, часть Каширского шоссе и проспект Андропова. А в 2008 году доход от размещения рекламы на этих участках принес почти 15 млн долларов.
В ближайшие годы число рекламных конструкций в Москве должно сократиться на 20%, сообщала ранее газета «Коммерсантъ». По данным издания, на 8 сентября общая площадь всех установленных рекламоносителей в столице составила более 1 млн кв. метров. Владельцами рекламных конструкций в столице являются 4,83 тыс. юридических лиц. По оценке «ЭСПАР-Аналитик» доходы столичных операторов рекламы за первые шесть месяцев этого года составили 6 млрд рублей.
Источник: www.bfm.ru