Задачи, которые решает корпоративный праздник. Часть IIСегодняшним материалом мы продолжаем серию статей, посвященных корпоративному празднику как инструменту для решения различных задач, лежащих перед компанией. В прошлый раз речь шла о ряде общих моментов, связанных с заявленной темой, а также о двух первых задачах из нашего списка: о задаче повышения лояльности сотрудников и о задаче поощрения персонала. В настоящем же материале главной темой станут следующие задачи: улучшение связей между отделами, фиксация успеха, укрепление партнерских отношений с подрядчиками и клиентами. Кроме того, мы отметим еще и несколько важных практических моментов. Итак, улучшение связей между отделами. Если в нашей компании работает десяток человек, то проблемы взаимодействия между подразделениями может и не существовать в том виде, который требует применения каких-то дополнительных мер. Однако чем компания крупнее, тем большее значение приобретает крепость упомянутых связей между отделами (классический пример так называемой "проблемы роста"). Заключим, что уделять внимание обозначенному вопросу нужно обязательно и не будем разбираться в последствиях, которые может повлечь невнимательность на этом участке, так как это тема скорее другой статьи. Наталья Соловьева: "Очень эффективным инструментом станет разработка праздника, где сотрудники из разных отделов компании смогут тесно взаимодействовать друг с другом, создавая некий творческий продукт. Это позволит исключить фактор соперничества и станет действенным рычагом в достижении целостности коллектива". Беспалова Екатерина: "Когда есть человеческий контакт - легче решать производственные вопросы. Корпоративные мероприятия помогают установить неформальные отношения между сотрудниками, между отделами. Это, так сказать, общее положение. Конкретно же можно спланировать соответствующие сюжеты, групповую динамику, чтобы снимать негатив в отношениях и способствовать улучшению связей между конкретными подразделениями: например, между бэк-офисом и фронт-офисом, между бухгалтерией и транспортным отделом". Как же здесь нам поможет корпоративный праздник? Если говорить в целом, то есть множество различных форматов корпоративных специальных мероприятий, главная цель которых - как раз укрепление связей между отделами. У многих компаний существуют целые долгосрочные комплексные программы, нацеленные именно на это. В то же время специально разработанный корпоративный праздник может использоваться как в рамках подобных комплексов, так и независимо. Важно понимать, какими средствами мы обладаем. Приведем простой пример: на том или ином празднике мы просто рассаживаем сотрудников разных отделов не по схеме "подразделение = отдельный стол", а, предположим, в соответствии с алфавитным порядком (техника "смешанных столов"). Одно это уже может принести существенную пользу будущему взаимодействию между отделами компании. Наталья Соловьева: "Пример? Произошло слияние фирм, причем с сохранением коллективов обеих компаний, но с изменением названия одной из них. Повод праздника: 5-летие крупной дилерской компании, в то же время 1 месяц со дня возникновения новой. Задача: отметить пятилетие компании, помочь коллективу новой компании адаптироваться, укрепить корпоративный дух корпорации в целом. Большинство сотрудников компании - мужчины 22-35 лет. Концепция праздника: "5 победоносных лет. Осенний призыв". Праздник прошел в военно-патриотической атмосфере, позволившей участникам почувствовать себя настоящим защитником Родины – своей компании. Погрузив людей в определенную атмосферу, задав им правила игры (поднятие флага компании, «принятие присяги», посвящение в «бойцы» корпорации), мы решали поставленные нам задачи". Еще одной часто встречающейся задачей, встающей перед совершенно разными компаниями в совершенно разных ситуациях, является задача фиксации успеха. Что имеется в виду? В качестве иллюстрации: компания успешно завершает некую сделку, работа над которой велась несколько месяцев и которая является ключевой для положительного ее (компании) будущего. Как правило, в такой ситуации у многих сотрудников может наступить период расслабленности (сделано большое дело) или, к примеру, растерянности (не до конца ясно, что делать дальше), и об этом нам скажет почти каждый специалист по работе с внутрикорпоративным климатом. В качестве решения описанной проблемы первым в голову приходит банальное поощрение персонала, но это не совсем выход. Беспалова Екатерина: "Здесь заунывный доклад первого лица компании о достигнутых успехах - однозначно не лучший вариант. Для компаний, для привлеченных Агентств необходимо найти яркую творческую форму доведения до аудитории ключевого послания: "мы успешная компания!", - которое бы отпечаталась в сознании сотрудников". Татьяна Спурнова: "Фиксация успеха - это, конечно же, один из самых ярких поводов для организации корпоративного праздника и дает возможность руководству компании поблагодарить сотрудников за достижения и вместе отметить успехи". Здесь требуется нечто больше - как раз та самая фиксация успеха, которая, во-первых, поставит финальную точку на всем том, что было сделано раньше, а, во-вторых, в доступной и прозрачной форме укажет, какие новые цели есть у компании, что требуется от каждого отдела/сотрудника и окажет стимулирующее воздействие на весь персонал компании. И корпоративный праздник здесь подходит очень неплохо: с одной стороны, большое достижение - это идеальный повод, платформа для праздника, и, с другой, отличная форма для создания новой отправной точки, нового вектора развития для компании. Беспалова Екатерина: "Теперь пример. Название проекта - "Процесс". Проводился компанией, которая занимается рекламой и маркетинговыми услугами. Судились бэк–офис с фронт–офисом. Это подразделения, которые, с одной стороны, делают услуги и продают их Клиентам, и, с другой, "тылы" - финансовая, юридическая, кадровая службы. Исходная проблема, с которой работали: нарастающее напряжение и взаимные претензии сторон, усугубившиеся с переходом новой системы финансового учета (бюджетирования), которая, по мнению фронт-офиса, не облегчила, а усложнила жизнь. Каждая сторона подготовила прокурора, адвоката, свидетелей. Прошло два заседания со сменными ролями обвинителей и обвиняемых. Результат: понимание проблем другой стороны, ощущение, что нет "плохих", нет "хороших", что все заинтересованы в успехе компании, осуждение анархии и отсутствия дисциплины со стороны "звезд" фронт-офиса, и понимание в принципиальном виде, как упростить процесс (с дальнейшей успешной проработкой конкретными исполнителями)". Последняя задача, которая может эффективно решаться с помощью корпоративного праздника и о которой пойдет речь в настоящем материале, - это укрепление партнерских отношений с подрядчиками и клиентами. Сразу отметим, что она лежит вне области работы с внутрикорпоративным климатом, к которой относились все другие задачи, о которых шла речь в серии, но ее актуальность в рамках заявленной темы от этого, само собой, не теряется. Успешная деятельность любой компании невозможна без плодотворного сотрудничества с подрядчиками и эффективной работы с клиентами, и здесь специальные мероприятия также всегда могут оказаться чрезвычайно полезными. Наталья Соловьева: "Скажу сразу по двум задачам: фиксация успеха и укрепление партнерских отношений с подрядчиками и клиентами. Способом фиксации успеха компании станет праздник, выходящий за рамки внутрикорпоративного. То есть, если в компании юбилей, запуск нового проекта и тому подобное, такое событие должно стать общегородским. На мероприятие приглашаются представители городских властей, партнеры по бизнесу, пресса. При этом нельзя забывать и о сотрудниках компании. Такой подход решит сразу три задачи. Первая - мероприятие будет иметь значительный общественный резонанс. Вторая - укрепит положительный имидж компании в глазах деловых партнеров. Третья - даст возможность сотрудникам компании ощутить сопричастность к успеху". Беспалова Екатерина: "Тут более-менее все ясно. Но опять же, как учат умные книжки, будьте лучшими в точках контактах с Клиентами, по-хорошему удивите его. Клиент, как правило, ходит на значительно количество мероприятий, где его развлекают и вкусно кормят. Сделайте так, чтобы у него осталось WOW-впечатление, чтоб он почувствовал, что в компании работают люди, любящие свое дело и работающие с энтузиазмом. Найдите яркое творческое решение, которое донесет это впечатление и укрепит ваши партнерские связи". Однако хоть мы и объединили клиентов и подрядчиков в рамках одной задачи, специфика взаимодействия с этими двумя группами различается, причем зачастую довольно существенно. Поэтому и корпоративные праздники для укрепления партнерских отношений с ними в ряде ситуаций будут разрабатываться по разным правилам. Например, довольно часто на ивентах описываемого формата для подрядчиков проводятся всевозможные церемонии награждения, что далеко не всегда возможно сделать на проекте для клиентов. А в то же время корпоративный праздник для клиентов - это уже маркетинговый инструмент в чистом виде, причем очень и очень мощный, и здесь нам приходится работать в контексте маркетинговой стратегии компании. Татьяна Спурнова: "В качестве примера грамотного использования корпоративного праздника могу привести следующий. Конференция для дистрибуторов одной западной компании. Задача: получить обратную связь, как позитивную, так и негативную, мотивировать на успешную работу и завоевать лояльность. Проблема: дистрибуторы не расположены говорить о проблемах руководству компании, даже если они существуют, т.к. боятся за свой статус. Было решено сделать конференцию в формате ток-шоу с известным ведущим. Так как это стороннее лицо, в данной ситуации оно являлось просто передаточным звеном. Результат – проблемы были озвучены, был построен диалог и стороны (Клиент и дистрибуторы) постарались найти решение проблем". Если продолжить тему конкретных задач, решаемых с помощью корпоративного праздника, то их, конечно же, намного больше, чем представлено в настоящей серии материалов. Однако большинство из оставшихся за бортом задач носят куда более специфичный характер и встречаются значительно реже. А если говорить о практике использования корпоративного праздника как инструмента для решения задач, стоящих перед компанией, то здесь нельзя не отметить один из важнейших моментов. Наталья Соловьева: "Для организации праздника пригласите профессионалов, которым Вы доверяете. Если нет доверия, не будет и результата. Сформулируйте проблему или задачу, которую Вы хотите решить при помощи праздника. Обращайте пристальное внимание на предложенную концепцию праздника. Она должна совпадать с имиджем и стилем компании, а также решать поставленные задачи. Принимайте во внимание интересы, вкусы, взгляды не только руководства, но и большинства сотрудников. Праздник - не роскошь, а средство достижения корпоративной цели". Практически каждый такой проект является почти идеальной платформой для выявления неочевидных проблем внутри компании. Почему? Все просто: неформальная атмосфера, простое человеческое общение и беседы на темы, отличные от повседневной рутины, - все это максимально способствует выявлению тех проблем внутри коллектива, которые не видны с первого взгляда. Также добавим, что это, разумеется, можно считать еще одной задачей, но только не решаемой в рамках какого-то отдельно взятого ивента, а задачей скорее постоянной, работу над которой ко всему прочему мы можем включать практически в каждый корпоративный праздник вне зависимости от его контента. А в качестве заключения нам остается еще раз отметить многоплановость и комплексность корпоративного праздника как инструмента для решения задач, но только в том случае, если он используется действительно как инструмент, а не как банальное застолье. Анатолий Крысов, eventmarket.ru Смотри также:
|