|
Как управлять сотрудниками творческих специальностей
Люди так называемых творческих профессий требуют особого подхода и создают работодателю массу проблем. Эти же люди, кстати, являются сейчас и самыми востребованными на рынке труда. По данным рекрутингового агентства Head Hunter, это специальности редактора, журналиста, копирайтера, арт-директора и креативного директора. Уровень зарплат по каждой из перечисленных специальностей за последний год вырос от 7% до 15%.
Гений и фигня
“Теоретически стоимость так называемых гениев высока, ведь они производят шедевры, — язвительно рассуждает вице-президент ALS Group (3D-графика и анимация) Станислав Сваричевский. — Но на практике гений обычно старается убедить заказчика в неправильном подходе к искусству и делает это до тех пор, пока клиент не “вскипает”. Тогда гений скромно отказывается от работы, утверждая, что не будет “делать фигню”. Поэтому в ALS Group стремятся избавляться от гениев еще на этапе собеседования. Сложно представить Пушкина, сочиняющим рекламные слоганы, или Врубеля, рисующим этикетки конфет премиум-класса в стиле ар-нуво. Из соображений корпоративной безопасности лучше иметь дело не с гениями, а хотя бы с талантами, считает Сваричевский.
Ковер плюс идеи
Еще лучше выращивать таланты под нужды компании. “Мы считаем, что творчеству можно научить и научиться”, — утверждает коммерческий директор рекламного агентства R&I Group Веселина Кухта. Главный способ не только обучения творчеству, но и включения творческого механизма в R&I Group — мозговые штурмы. “На штурмах все регалии отменяются, идеи и генерального директора, и простого менеджера обсуждаются наравне. Также разрешаются чай, кофе и даже сигареты, — рассказывает Кухта. — В такой расслабленной с виду атмосфере совершается серьезная интеллектуальная работа. Модератор штурма дает слово участникам, и они не должны бояться высказывать даже самые бредовые идеи. Критиковать их правилами штурма запрещено”.
“Мало кто из творческих людей способен плодотворно работать в душных кабинетах с серым ковролином, — добавляет директор по маркетингу компании Head Hunter Ольга Бруковская. — У нас в отделе маркетинга лежит пушистый белый ковер с разноцветными подушками, мягкими игрушками и ежами-пуфиками. На нем мы совещаемся. Свободное время и комфортная обстановка — пожалуй, единственное, что может помочь включить вдохновение креативщиков”.
Свободу экспоненте
Кстати, о свободном времени. Компания Begin Group задала посетителям своего сайта вопрос: “Нужен ли свободный график представителям творческих профессий?”. 19% участников опроса ответили, что нужен, 34% — что не нужен, и 47% высказались, что это зависит от работы и человека. Ольга Бруковская считает, что творческого человека бессмысленно ограничивать жесткими рамками и заставлять приходить на работу к девяти утра. “Нарушение дедлайнов — одна из серьезных проблем при работе с творческими людьми, — признает Бруковская, — поэтому им надо ставить сроки и заранее напоминать о наступлении часа Х”. “С 10 утра до восьми вечера творить невозможно, к некоторым вдохновение приходит по ночам, — замечает Кухта. — У нас на этапе становления бывало, что люди ночью творили, а утром не в состоянии были прийти на работу. Мы пытались их штрафовать, но это ни к чему не привело. Поэтому теперь мы разрешаем сотрудникам приходить, когда они считают нужным, но при условии, что работа будет сделана в срок, а человек будет всегда доступен клиенту и руководителю”.
Арт-директор Студии Артемия Лебедева Олег Пащенко вообще не желает мыслить категориями “офисной дисциплины”, “мотивации” и “графика работы”. “В словосочетании "творческий потенциал" есть нечто урологическое. График моей работы — это взлетающая в предрассветные небеса огненная экспонента”, — декларирует Пащенко. Несмотря на “экспоненту”, а может, и благодаря ей, сотрудникам Студии Лебедева позволены свободный график, вызывающий дресс-код и даже дневной сон.
Опоздавшему — штраф
Такую степень свободы способны вынести далеко не все творческие сотрудники и могут позволить далеко не все руководители творческих коллективов. Так, в начале становления ALS Group ее руководители пытались с пониманием относиться к свободолюбию коллектива. “Мы увеличили зарплату и требовали от сотрудников лишь одного — выполнять работу в срок, при этом люди могли приходить и уходить когда угодно, — вспоминает Станислав Сваричевский. — В результате первый проект был сдан досрочно, второй едва уложился в сроки, последний был задержан на несколько месяцев. В итоге мы пересмотрели отношение к творческим людям”. Теперь все сотрудники ALS Group вне зависимости от степени гениальности приходят к 10.00 и за каждую минуту опоздания лишаются части премии. И ничего. “Получили сплоченный трудолюбивый коллектив”, — констатирует Сваричевский.
Многие представители творческих профессий признают целесообразность подобных ограничений. “В моем случае жесткий график скорее способствует самодисциплине, — считает креативный продюсер дизайн-студии "Про-Образ" Ольга Прохорова. — Размеренность офиса придает стабильность нашей работе”.
Полномочия и прибыль
Говоря о творческих сотрудниках, мы чаще всего имеем в виду дизайнеров и копирайтеров, забывая о художниках, керамистах и прочих сценаристах, которые тоже создают проблемы руководителям. Едва ли не главная из которых звучит так: как заставить людей работать качественно и выполнять заказ к сроку. Фактически речь идет о мотивации, при этом не всегда финансовой. “Творческие группы, с которыми мы сотрудничаем, зарабатывают в других местах, а у нас они готовы бесплатно ставить пьесы, — рассказывает директор проекта "Театр.doc" Елена Гремина. — У нас происходит мотивация творческой реализацией. И самое главное здесь — делегирование полномочий. Если все контролировать, люди перестают чувствовать свою ответственность и превращаются просто в исполнителей”. Греминой доводилось руководить и вполне коммерческим телепроектом, там она придерживалась тех же принципов: “Мне было важно, чтобы авторы не чувствовали себя людьми, которых просто используют, а понимали, что от них зависит и процесс работы, и ее результат”.
О делегировании полномочий говорит и генеральный директор компании Lumi (авторская мебель) Ольга Верешкина: “Художников, которые работают на нашу компанию, мы на привязи не держим. У нас с ними партнерские отношения — мы обеспечиваем их материалами, помещением, рекламой, поэтому доход от продажи их работ делим пополам”. Верешкина утверждает, что у Lumi практически не бывает проблем с художниками, потому что интересы обеих сторон совпадают. По схожему принципу работают и в агентстве R&I Group. “Все наши менеджеры — партнеры агентства и получают процент от заказа, — рассказывает Веселина Кухта. — При этом мотивация у них не только финансовая. Для креативных людей важна реализация внутри коллектива, когда твою идею оценивают коллеги, а также за его пределами, когда имя автора удачного проекта попадает в газеты”.
За всеми рамками
“Людей нужно делить не на творческих и нетворческих, а на плохих и хороших работников”, — убежден Станислав Сваричевский. Он также признает, что работник, “плохой” для одной компании, для другой может оказаться вполне “хорошим”. Все зависит от корпоративной культуры и внутренних правил компании.
Из этой симпатичной картины корпоративного мира совершенно выпадают люди с серьезным творческим потенциалом, вовсе не желающие играть по корпоративным правилам. Даже по самым либеральным. “Какие могут быть корпоративные правила?! — удивляется художник-кукольник Павел Яриловец. — Компании для меня просто не существуют. Работать оформителем в "Газпроме" я не стану. Пробовал, но через неделю послал начальство”.
adindex.ru
|